
2025-10-31
Отраслевые новости:
Рынок автомобилей России демонстрирует взрывной рост: китайские автозапчасти входят в «золотое окно возможностей».
Российский автомобильный рынок находится на этапе перехода от «дополнительного роста» к «жёсткому спросу». Являясь четвёртым по величине автомобильным рынком в мире, Россия имеет более 55 миллионов зарегистрированных автомобилей, из которых более 60% эксплуатируются свыше 10 лет. Это означает ежегодный спрос на автозапчасти, оцениваемый в сотни миллиардов рублей, связанный с ремонтом и заменой деталей.
После введения западных санкций и ухода ряда европейских и американских брендов российские производители автомобилей столкнулись с нехваткой производственных мощностей. Китайские бренды воспользовались ситуацией и быстро заняли рынок.
В первой половине 2025 года доля китайских легковых автомобилей в общем объёме регистраций достигла 6%, что составило 2,65 миллиона автомобилей. Лидером стала компания Chery с продажами 582 200 автомобилей, что вызвало резкий рост спроса на соответствующие комплектующие.
На рынке наблюдается дефицит расходных материалов, таких как шины, тормозные колодки, фильтры и элементы подвески для китайских моделей. Благодаря модели экспорта «автомобиль + запчасти» китайские производители автокомпонентов используют сбытовые сети автопроизводителей, обеспечивая прямой доступ к рынку и формируя трудно воспроизводимое канальное преимущество.
Кроме того, правительство России реализует программу обновления автопарка, в рамках которой в 2025 году планируется списание более 1 миллиона старых автомобилей, причём более половины новых машин составляют китайские марки. Это обеспечит устойчивый рост рынка послепродажного обслуживания в течение ближайших 3–5 лет, формируя замкнутую цепочку «продажа — обслуживание — замена».
Конфликт между Россией и Украиной ускорил глобальную перестройку автомобильных цепочек поставок, предоставив китайским производителям историческую возможность. До конфликта такие компании, как Bosch (Германия) и Delphi (США), занимали более 60% рынка автозапчастей России, практически монополизируя сегмент высококачественных компонентов. После введения санкций эти компании приостановили деятельность в России, что привело к кризису поставок: срок ожидания отдельных деталей двигателя в дилерских центрах увеличился с 2 недель до 3 месяцев.
Китайские компании оперативно заполнили этот вакуум, используя преимущества развитой производственной базы, гибкости и стабильных поставок. Например, компания Harbin Dongan Automotive Engine Co., Ltd. всего за шесть месяцев после выхода на российский рынок заняла 25% сегмента коленчатых валов, обеспечив стабильный объём производства 5000 единиц в месяц. Продукция была адаптирована под холодный климат России благодаря усиленной конструкции.
Послепродажный рынок (вторичный рынок) занимает ведущие позиции в структуре автомобильного рынка России. Основной спрос приходится на шины, элементы подвески, моторные масла и смазочные материалы, что создаёт широкие возможности для китайских производителей, специализирующихся на расходных материалах, деталях шасси и автомобильных аксессуарах.
На российском рынке уже сложилось устойчивое восприятие: «Китайские запчасти = высокая выгода за разумные деньги».
По ценовым показателям китайская продукция на 30–50% дешевле европейских и американских аналогов. Например, масляный фильтр немецкого бренда MANN стоит около 1500 рублей (≈120 юаней), в то время как аналогичный продукт китайского производителя из Чжэцзяна стоит 600 рублей (≈48 юаней), при этом имеет сертификацию GOST и соответствует международным стандартам качества.
В плане качества китайские компании демонстрируют значительный прогресс.
Доля сертифицированных по стандарту ТР ТС компонентов (например, тормозных колодок, ремней безопасности) увеличилась с 60% в 2019 году до 95% в 2024 году.
Электронные системы для автомобилей от компаний, таких как Huawei, уже используются в новых моделях российских автопроизводителей.
Согласно данным Ассоциации автосервисов России, в 2024 году 82% российских потребителей выразили удовлетворённость качеством китайских автозапчастей (рост на 25 процентных пунктов по сравнению с 2023 годом). Основными преимуществами названы «стабильное качество» и «высокая совместимость».
Китайские компании способны не только обеспечивать запчастями для современных автомобилей, но и поставлять комплектующие для старых моделей и сельхозтехники, реализуя стратегию «широкий ассортимент + высокая рентабельность», что делает их незаменимыми на рынке.
Учитывая огромный потенциал российского рынка, ООО Чэнду Лушэнь Автомобильные запчасти активно развивает экспорт и участвует в сотрудничестве в рамках китайско-российской автомобильной цепочки поставок.
Компания специализируется на разработке и поставках запчастей для моделей BAIC BJ40, ARCFOX, Geely, Changan и других. Ассортимент включает амортизаторы, рычаги подвески, масляные фильтры, генераторы, тормозные колодки и электронные модули управления.
В будущем ООО Чэнду Лушэнь Автомобильные запчасти планирует создать локальный складской и сервисный центр в России, ускорить развитие сегмента запчастей для электромобилей и обеспечить китайским брендам концепцию «обслуживание без забот на всём жизненном цикле автомобиля».
С дальнейшим открытием российского рынка и углублением сотрудничества между Китаем и Россией экспорт китайских автозапчастей выходит на новый исторический уровень.
ООО Чэнду Лушэнь Автомобильные запчасти продолжит опираться на качество и инновации, расширяя присутствие на международном рынке и укрепляя позиции «Сделано в Китае» в глобальной автомобильной цепочке поставок.